«Газпром», Сирия и российская дипломатия

газпром и сирия

 

 

 

 

Российская дипломатия при обсуждении сирийской ситуации неизменно оперирует двумя категориями: «гражданская война» и «межконфессиональное противостояние». На самом деле за репрезентуемыми МИД-ом гуманизмом и благочестивым радением о судьбах этнических и конфессиональных меньшинств Сирии скрываются куда более прагматичные мотивы финансового порядка.



 

Рассмотрим на примере «газового лобби». На сегодняшний день Россия является монополистом на европейском рынке – помимо старых трубопроводов, протянувшихся через территории Украины и Беларуси, в ХХІ в.запускаются также «северный» и «южный потоки» (проложенные по дну Балтийского и Черного морей соответственно), что позволяет России диктовать цену европейскому потребителю.

 

Тема катарского газа, который может в корне изменить расстановку сил на европейском рынке энергоносителей, в случае, если трубопровод будет проложен по сирийской територии, поднималась давно.

Вопрос, казалось, был закрыт весной 2010 г., когда после визита президента Медведева в Дамаск, Башар Асад отказался от реализации катарского проекта (аналитики кстати указывают на это как на одну из причин поддержки Москвой режима Асада в нынешнем внутрисирийском конфликте).

 

Катарские газовые амбиции тогда удалось деактивировать, но несколько позже на горизонте замаячил еще один потенциальный газовый конкурент: летом 2010 г. САР, Ирак и Иран подписали меморандум о взаимопонимании в отношении строительства газопровода, который пройдет по территории трех стран.

Газопровод, получивший название «Исламский газ» предполагает транспортировку газа с иранского месторождения Южный Парс в Сирию и на другие экспортные рынки.

Проектная мощность – свыше 40 млрд кубометров в год (напомним, Россия приложила усилия, чтобы затормозить сооружение Nabucco — газопровода, позволяющего диверсифицировать поставки газа в Европу, а его мощность составила бы около 30 млрд; в 2012 г. сам Газпром поставил в Европу 138 млрд кубометров).

 

Еще несколько лет и уже иранский газ сможет наступить на горло европейской песне Газрома. Поиск решений для газового монополиста?

  • Вариант А. Повысить цену на иранский газ смогут дополнительные затраты на его транспортировку – чем больше границ пересечет трубопровод, тем выше будет надбавка.
  • Вариант Б. Трубоповода вообще нет, либо он не функционирует.


 

Соответственно у Газпрома и его лоббистов в российских властных кругах могут быть два альтернативных плана:

  • А) способствовать расслоению сирийского общества и дроблению республики на несколько новых государственных субъектов;
  • Б) максимально затянуть хаос в Сирии – тогда реализация масштабных экономических проектов уйдет  в необозримое будущее, ведь в охваченной боевыми действиями стране за ГТС следить будет некому.


 

Какая стратегия будет избрана? Видимо, уместно ориентироваться на конъюктуру – со счетов нельзя сбрасывать события, происходящие в самой собственно Сирии. Почва тем не менне аккуратно готовится в обоих направлениях:

  • В контексте «плана А» российский МИД в лице своих представителей регулярно прямым текстом заявляет о конфессиональной подоплеке сирийского конфликта и необходимости найти формулы, которые могли бы гарантировать безопасность сирийских меньшинств.
    Такие заявления выглядят вроде бы альтруистично и обоснованно для всех тех, кто НЕ ЗНАЕТ, что в Сирии веками меньшинства жили бок о бок в мире и согласии.
    Хотя… международным игрокам хотелось бы видеть на карте вместо одной Сирии три-четыре мелких государства (курды, алавиты, друзы, сунниты).
  • В контексте «плана Б» российские официальные лица убеждают массовое сознание в том, что конфликт принял форму гражданской войны, которой конца-края не видно.
    Хотя если обратиться к дефинициям, то войну кого бы то ни было (не будем обсуждать репрезентативность оппозиции) ПРОТИВ ВЛАСТЕЙ, «гражданской войной» ни один ученый не назовет.
    При этом Россия  и откровенно, и закулисно снабжает оружием одну из сторон сей «гражданской войны», точнее правительственные войска, что позволяет затягивать агонию режима Асада.


 

Решительно и кардинально спасать Асада Газпрому не стоит: ведь если не для катарских, то для своих иранских друзей Асад таки предоставит территорию для транспортировки газа в Европу.

Но пока Асад занят бомбардировками и авиаударами по сирийским городам, ГТС физически функционировать не сможет. Оптимально?

Ну а если Асад все же будет свергнут? Тогда пригодится план по «защите прав меньшинств» и вырисовке ряда новых границ вследствие создания государств для этих самых меньшинств.



 

А как же переговоры, о необходимости проведения которых постоянно твердит Россия? Это всего лишь иллюзия политического решения. Даже если поверить в искренность желания Москвы притащить стороны к столу переговоров, эффективность диалога сомнительна:

  1. Асад уходить до 2014 г. не собирается, что неоднократно подчеркивал Лавров, а значит и решение не вырисуется минимум до означенной даты.
  2. Политическая оппозиция разношерстна и привести ее к общему знаменателю сложно.
  3. Допустим, формула все таки согласована. А кто возьмется за ее реализацию? Особенность сирийской ситуации в том, что ее определяют не политики, а улица и вооруженная оппозиция.

 

Для реализации договоренностей Россия может выдвинуть и протолкнуть идею о международном миротворческом контингенте, либо даже контингенте по принуждению к миру. Соответственные намеки высказывались на самом высшем уровне еще в 2012 г. Не столь принципиален состав и мандат таких сил — важно то, что они законсервируют существующую ситуацию хаоса на неопределенное время. Почему? Давайте вспомним опыт международных контингентов в  Судане, Югославии… Это кстати наводит на мысль, что миротворческие силы помогут подготовить государство к разделу на несколько частей.

 

Автор: А.С.Мартынова

12 thoughts on “«Газпром», Сирия и российская дипломатия

  1. Заказная статейка для террористов!
    1. Естественно, любая «дружба» между странами основана на экономических или военных интересах!
    2. Россия так заинтересована в расслоении сирийского общества, что наверное через Катар и отправляет в Сирию террористов чтобы сеять там страх и беззаконие (именно эти бородатые твари там насилуют, убивают, разоряют и грабят), бред.
    3. Россия поддерживает официальную власть, а так возлюбленный автором Катар — террористов.
    4. Без поддержки общества армия так долго не смогла бы противостоять и собственному народу (частью которого она и является) и мировому сообществу!
    Так что не уважаемый автор, ты случайно бороду не носишь? Педодоллары карман не жгут?

    Нравится

    • дружба основана на интересах — с вашим первым пунктом соглашусь, но согласитесь тогда России стоит говорить открыто, а не прикрываться якобы любовью к справедливости и состраданию к ближним (в Сирии страдает как раз не пророссийское население).
      газовое лобби отрицать бессмысленно, а наш российский цинизм приводит к дальнейшим жертвам там, в Сирии.

      Нравится

  2. Неужели мы идиоты? То, что от Чечни сирийская мясорубка оттянет напряг, это факт. Но неужели Путин не понимает, что это рано или поздно закончится и они вернутся в Россию? И чем дольше они будут тренироваться в Сирии, тем хуже потом будет русским войскам в Чечне?

    Нравится

  3. У меня сложилось впечатление, что Россия либо не может, либо не хочет утихомирить проблемы в Сирии. Раньше думал, что не может, теперь начинаю верить, что и не хочет. Цифры тут подкрепляют аргументацию.

    Нравится

  4. не скажу, что откровение, но зацепки есть. Параллели по иранскому и катарскому поектам в точку — оба одинаково невыгодны газовым интересам Кремля. А насчет прогнозов, поживем — увидим

    Нравится

  5. По моему надо иметь совесть и не помогать террористу асаду, ведь это однозначно может обернется по воле Бога наказанием для злодеев.

    Нравится

  6. Уведомление: Россия контролирует аэропорт в Дамаске и строит взлетную полосу в Латакии | С И Р И Я С Е Г О Д Н Я

  7. Уведомление: Для чего Путину самолеты в Сирии? Услуга для США? | С И Р И Я С Е Г О Д Н Я

оставьте комментарий