Положение суннитов в Иране

Тема интересует нас в контексте ближневосточной геополитики. Иран зачастую воспринимается аналитиками как нечто монолитное, целостное, единое. Однако общество в Иране разнородно — перед нами встает пестрая карта национальностей и религий. Велик процент азербайджанцев, курдов, арабов. Религиозных меньшинств также предостаточно, есть как ни странно и иудейские общины (центр исторически город Исфахан).

В этой статье рассмотрим положение, в котором оказалась суннитская часть иранского общества.

ГЕОГРАФИЯ

В Иране живет более 20 млн. граждан-суннитов (практически, каждый четвертый).

Большинство из них проживают во внешних провинциях Ирана – Хорасан, Курдистан,  Белуджистан, Хормазкан, Бушер, Туркменсахра, в районе Тавалиш и Анбаран, в секторе Джейлан и др. Центральная часть Ирана в подавляющей мере населена шиитами.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Сунниты и до Иранской революции не обладали положением, каким обладали шииты, в политике, экономике и культуре.

Сунниты поддержали революцию Хомейни. Однако сразу после утверждения власти аятоллы, буквально через несколько месяцев, для них начались испытания в Иране. Руками нового государства были убиты многочисленные ученые. Также стала применяться  политика шиитизации в суннитских регионах.

С момента своего появления до сегодняшнего дня государство ИРИ – как внутри страны так и за пределами – заявляет о свободе суннитов в разъяснении своего вероучения, о равенстве и одинаковом положении, об отсутствии разделения между суннитами и шиитами.

За этой завесой они проводят свою политику нейтрализации суннизма.

Шииты свободны в распространении своего мазхаба и вероучения.

УЩЕМЛЕНИЕ  СУННИТОВ  В  ИРАНЕ  ВЫРАЖАЕТСЯ  В  СЛЕДУЮЩЕМ:

  1. Суннитам запрещено строить свои мечети и учебные заведения в тех регионах, где имеется численное большинство шиитов.
    Например в столице страны – Тегеране, в Исфахане, Язиде, Ширазе и других больших городах.
    И это несмотря на то, что в одном Тегеране проживают около миллиона суннитов.
    Они не имеют в столице ни одной мечети, где можно было бы молиться.
    У них там нет ни одного центра, где можно было бы собираться.
    В то же время в Тегеране существуют многочисленные христианские церкви, еврейские синагоги, храмы огня зороастрийцев и т.п.
    Все они строят свои культовые сооружения и учебные заведения.
  2. Идет политика заселения шиитами районов, населенных преимущественно суннитами, дабы изменить соотношение проживающего населения в регионе.
    Для этого они специально скупают земли у суннитов (так в свое время поступали сионисты в Палестине).
  3. Разрушаются и закрываются уже существующие суннитские мечети и учебные заведения (список примеров ниже).
  4. Суннитам запрещают в обладании культурными, социальными, политическими правами.Например, запрещено печатать и издавать суннитские книги, журналы, газеты.
  5. Существует запрет и на распространение суннитских книг по вероучению, таких как «Путь суннитов», «Книга Единобожия», книг Ибн Тайимии, Ибн аль-Кайма, Ибн Абдуль Ваххаба.
  6. Запрещено участвовать в аппаратах управления, кроме как тем немногочисленным лицам, которые угодны режиму.
  7. Существует цензура на издаваемые религиозные книги любых авторов.
    Они должны пройти проверку в специальном министерстве.
    Горе же тому, кто из проповедников заикнется что запрещено обращаться за помощью к могилам, выступит против язычества или же будет хорошо отзываться о праведных халифах – Абу Бакре, Умаре, Усмане, матери правоверных Айше или затронет другие вопросы вероучения, противоречащие шиизму.
  8. Шиитские ученые и члены спецслужб присутствуют на пятничных молитвах суннитов для контроля над тем, что говорит имам в хутбах, дабы там не прошло ничего, что противоречит официальной политике страны.
    —   Сунниты не имеют право разъяснять в пятничных проповедях свое вероучение, в то время как шииты обладают полной свободой, в том числе имеют право очернять суннитов в своих проповедях.
    —   Сунниты имеют право говорить в проповедях об исламе лишь в общих чертах, делать наставления, не связанные с верой суннитов.
    —   Если имам выйдет за пределы этих границ, он сразу же обвиняется в ваххабизме, называется человеком который распространяет ваххабизм. По таким обвинениям было посажено в тюрьмы огромное количество ученых.
  9. Все СМИ активно заняты распространением шиитского вероучения. Их ученые используют все возможные средства, подвластные им.

 Учёные-сунниты, пропавшие без вести в Иране:

Шейх Абдунасир Сабханий,

шейх Абдухакк (Кудратулла) Джаъфари,

шейх АбдулВаххаб Сиддики,

шейх-доктор Али Музафарьян,

шейх-доктор Ахмад Мирин Саяд Балуши,

шейх-аллама Ахмад муфтийзаде,

шейх Яр Мухаммад Кахрузий,

шейх Фарук Фарсад,

шейх Карий Мухаммад Рабиий,

шейх Али Дахравий,

шейх Абдусаттар Карданзаде,

шейх Мухаммад Салих Дияий,

шейх Абдулмалик Муллазаде,

шейх Абдунасир Джамшидзах,

шейх-доктор Абдул Азиз Казими,

шейх Шариф Саидьяни,

шейх Джалалудин Раиси,

шейх Муджахид-кади Бахман Шукури,

шейх Муса Кармьюр,

шейх Мухаммад Умар Сарбази,

шейх Ниъматулла Тавхиди,

шейх Абдул Хаким Хасан Абади,

шейх Нуруддин Гариби,

шейх Муртада Радамхари,

шейх Салих Хасрави,

шейх Абдул Азизи Аллах Яра,

шейх Абдулатиф Хайдари,

шейх Сайд Ахмад Сайд Хусайни,

шейх Хабибулла Хусейн Бер,

шейх Ибрагим Даминий,

шейх Кади Дадурахман Касаркандий,

шейх Абдулкудус Малазахий,

шейх Мухаммад Юсуф Сахрабий, Шамсуддин Каями,

а также многие другие члены организаций «Суннитское исламское движения в Иране», «Организация Центральный совет суннитов», «Коран», «Мухаммадия».

Суннитские ученые и студенты находятся в постоянной опасности.

Многие ученые и молодежь сидит в хомейниских тюрьмах, в то время как единственным их преступлением было то, что они являются суннитами, отстаивающими свое вероучение и отстраняющимися от всех нововведений и «чудес», распространяемых в стране.

Разрушенные и закрытые суннитские мечети и учебные заведения:

Мечеть-медресе им. шейха Кадира Бахаш Билуджи в Белуджистане,

суннитская мечеть в Хиштбир в провинции Ардабиле,

мечеть Канарик в Джабхар Белуджистане,

мечеть в г. Машхаде расположенной по улице Шахриюр 17,

мечеть Хуснин в г. Ширазе,

мечеть в Сердешде,

мечеть Наби в г. Биджнурид,

медресе им. имама Абу Ханифы в г. Забиль,

разрушена джума-мечеть им. шейха Файда распологавшейся на улице Хосрови в г. Машхаб при Хоросане.

Территория мечети была превращена в сад для детей династии Сефевидов, а также в автомобильную стоянку. При разрушении этой мечети были убиты более 20 человек вставших на защиту дома Аллаха, который был построен 300 лет назад. Предлогом для ее разрушения были различные обвинения: то, что это мечеть «зла» (масджиду дирар); что она была построена без разрешения государства; под предлогом того, что имам и учителя в медресе являются ваххабитами, а также под предлогом необходимости расширения улицы.

Обрисовывая общую картину, можно сказать следующее: государство всячески старается подавить какое бы то ни было проявление суннизма в стране. 

Автор: Асад аль Кудали, по материалам сайта иранских суннитов: www.shamsweb.org

оставьте комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s