Сирия: путь к сухопутной операции России проложен по морю

12319550_1075844845768585_731947103_n


Xотя официальные российские власти пока не решаются об этом заявить, на сирийской карте появляются все новые и новые подразделения ВС РФ. 

Усиление российской группировки в Сирии можно проследить и на основе открытых источников – по трафику российских кораблей, идущих через Босфор, и по изменениям в составе российского флота.

InformNapalm, опираясь на анализ информации, полученной в ходе разведки открытых источников и личных данных из профилей российских военнослужащих, идентифицирует места расположения подразделений неофициальной сухопутной составляющей военной операции РФ в Сирии.

Также будет проанализировано увеличение морского трафика и названы суда, задействованные в переброске вооружения и техники для нужд как воздушной, так и наземной операции. Большинство этих данных отражены в инфографике.



 

Сирийский экспресс в разгаре

Сегодня можно выдвинуть следующее предположение: Россия уже давно ведет наземную операцию в Сирии, хотя официально об этом пока не заявляет.

За неполные два месяца российские корабли совершили порядка 50 проходов через Босфор. По сравнению с началом года наблюдается более чем двукратное увеличение ежемесячного трафика.

Как и прежде, почти 70% (33 из 49) всех проходов совершали большие десантные корабли (БДК).

С начала операции в Сирии зафиксировано 17 рейсов в Тартус на больших десантных кораблях (БДК).
Как и прежде, активнее других в сирийском трафике принимают участие БДК ЧФ РФ:

  • Черноморский флот: «Цезарь Кунников» (три рейса в Сирию), «Николай Фильченков» (два), «Саратов» (два), «Азов» (два), «Ямал» (два), «Новочеркасск» (один рейс);
  • Балтийский флот: «Королев» (три);
  • Северный флот: «Александр Отраковский» (два).

Ориентировочное количество рейсов БДК в Сирию по годам:
2013 – 29 рейсов, 2014 – 46 рейсов, за 11 месяцев 2015 года – 66 рейсов. Вероятно, к концу года это число еще возрастет.


 

Интересно, что за последние три года стандартная скорость прохода Босфора (туда и обратно) составляла 10–11 дней, однако за последние два месяца большинство рейсов БДК длятся 8–9 дней. Видимо, была увеличена скорость погрузки-разгрузки и уменьшено время пребывания в порту.


 

Отметим, что после полугодичного ремонта к поставкам вернулся БДК «Ямал», который за две недели сделал сразу два рейса.

Активно ходит по маршруту Новороссийск — Тартус БДК Северного флота «Александр Отраковский», который с командой уже год не может вернуться в родной Североморск.

Кроме военных судов/кораблей, для поставок в Сирию активно привлекают вспомогательные суда ВМФ РФ.

Так, в Черное море прибыл большой морской сухогрузный транспорт (БМСТ) «Яуза», который с 2008 года был на ремонте на заводе «Нерпа» (Мурманская область). Только в мае 2015 года судно было передано в ВМФ для арктической группировки, однако уже в сентябре «грузопассажирское судно ледового класса» присоединилось к сирийским поставкам и успело сделать уже два рейса.


 

Еще один интересный факт. С Керченской переправы на сирийское направление был переброшен грузовой паром «Александр Ткаченко», на палубе которого при прохождении через Босфор были видны тентованные военные “Уралы” и люди в камуфляже. Видимо, доставка товаров и туристов в Крым сейчас не так актуальна, как поддержка Башара Асада.

Топливом группировку будут обеспечивать большие морские танкеры (БМТ) «Иван Бубнов» (Черноморский флот), «Лена» (Балтийский флот), «Сергей Осипов» и «Генрих Гасанов» (Северный флот):  «БМТ проекта 1599-В способны перевозить 1000 тонн авиатоплива, а также 2050 тонн дизельного топлива, 8250 тонн мазута, до 220 тонн сухих грузов и продовольствия» [1],[2].

Однако и этого оказалось мало.



 

Выход найден?

Грузоподъемность больших десантных кораблей проекта 775 (до 480 тонн) и проекта 1171 (до 1000 тонн), которые стоят на вооружении ВС РФ, не дают возможности наладить бесперебойные поставки для большой группировки войск.

Возможным вариантом было привлечение гражданских судов класса “река-море” (“Волгобалт”, “Волгодон” и т.д.). Однако тут встает вопрос цены. В Сирии сейчас идет война, страховка на такие рейсы, соответственно, выше. Перевозка грузов двойного назначения в горячую точку – это дополнительные доплаты за каждый рейс.

В мирное время тайм-чартерная ставка парохода 7000 тонн дедвейта (прим. полная грузоподъемность судна) по маршруту Новороссийск — Тартус составляет примерно 4–5 тысяч долларов в сутки. При военных рисках цена вырастает до 6–7 тысяч долларов в сутки. Рейсы, которые уже совершали российские суда, длились 20–30 дней. В итоге один рейс на Тартус может стоить в районе 120 тысяч долларов и выше. А возить надо постоянно.

Российскими властями было принято решение купить несколько таких судов у частных владельцев и переложить часть трафика на них. Первыми об этом заговорили блогеры – речь шла о 8–10 сухогрузах, выкупленных у турецких судовладельцев. Официально это никак не комментировалось, однако в октябре – ноябре в Новороссийске начали грузиться новоприобретенные вспомогательные суда российского флота:

  • «Двиница-50» – бывший турецкий сухогруз Alican Deval (1985 года постройки, водоизмещение 7509 тонн, грузоподъемность 4638 тонн) [1], [2];
  • «Вологда-50» – бывший турецкий сухогруз Dadali (1985 года постройки, водоизмещение 7250 тонн, грузоподъемность 4218 тонн) [1], [2];
  • “Казань-60” – бывший украинский сухогруз-рефрижератор «Георгий Агафонов» (1987 года постройки, водоизмещение 2099 тонн, грузоподъемность — 1774 тонн) [1], [2];
  • «Кызыл-60» – бывший турецкий сухогруз Smyrna (1996 года постройки, водоизмещение 4509 тонн, грузоподъемность 3796 тонн, грузился 18 октября у причалов Новороссийской военно-морской базы) [1], [2].

Один рейс такого судна может заменить сразу несколько рейсов военных БДК и разгрузить основные силы ВМФ для транспортировки боеприпасов.


 

Ориентировочная стоимость судов класса Alican Deval («Двиница-50») может достигать 1 миллиона долларов за 1000 тонн дедвейта. Однако, учитывая возраст (около 30 лет), таким кораблям уже заказан вход в европейские порты, но они еще могут работать по Африканскому побережью Средиземного моря, Турции и т. п. В итоге цена за суда уровня Alican Deval и Dadali может достигать 4 миллионов долларов. Сухогруз Smyrna новее, потому его цена уже на уровне 6 млн долларов.

Сухогруз «Георгий Агафонова», по слухам, был продан Украинским дунайским пароходством туркам на металлолом, начал ходить под монгольским флагом, но был оперативно выкуплен россиянами для ЧФ РФ. Цена вопроса — 0,8–1,5 млн долларов.


 

Новоприобретенные суда уже участвуют в сирийском экспрессе. Благодаря автоматической системе идентификации AIS мы можем проследить историю перемещений еще гражданского сухогруза Alican Deval за этот год: заходы в многочисленные турецкие порты и портовые города Черного моря, проход Босфора, приход в порт Новороссийска (4 октября – 17 ноября). Затем судно переходит во вспомогательный флот ЧФ РФ, берет имя «Двиница-50». Cистему AIS на вспомогательных судах ВМФ могут отключать, однако система работает и дальше. Отследить показания помогают проекты типаShippingExplorer, MarineTraffic и другие.

Здесь мы не видим заходов в Сирию, однако тот же Alican Deval («Двиница-50») появляется уже на фотографиях российских морпехов в порту сирийского Тартуса, например, это фото (архив) сделано не позже 2 ноября  (обратите внимание на перекрашенную в цвета российского флага рубку, характерные потеки на бортах, закрашенное название).
Архивы других фотографий российского морпеха Максима Асланова – [1],[2],[3],[4],[5].

На фото запечатлены прохождение пролива Босфор из Новороссийска и несение службы в порту Тартус, Сирия (в архивах данные с геолокацией)

y11xhjFDwJY
x_2tGXkGKxk
Также отметим, что в реальных поставках в Сирию, вероятно, задействовано намного больше судов, многие из них вообще отключают систему идентификации AIS и незаметно выгружаются в Тартусе и Латакии. В «Морском бюллетене» Михаил Войтенко приводит примеры таких судов: сухогруз-контейнеровоз Atlantic Prodigy, египетский сухогруз Kareem R, ливанский сухогруз Transfair и другие.

Суда проходят пролив Босфор, следуют в условный египетский порт, потом отключают AIS и на несколько дней пропадают в восточной части Средиземного моря. Видимо, практика отключения AIS призвана скрыть участие судов в поставках в Сирию, при этом в самих поставках участвует намного больше судов, в том числе и частные. Отключение системы позволяет пытается сэкономить на страховке и скрыть реальные объемы поставок.



 

Сухопутной операции быть?

Увеличение сирийских поставок не осталось незамеченным в социальных сетях.

Изначально российская сторона заявляла о контингенте в 1500 человек, речь шла о воздушной поддержке Сирийской армии и охране объектов аэродромной инфраструктуры.

Но дабы развеять этот миф,  приведем перечень частей и техники, которые были зафиксированы волонтерами InformNapalm за последние два месяца:

 

 

Кроме того:

  • несколько новейших Т-90 попали на фотографии концерта группы «Голубые береты» в Сирии, Хмеймим;
  • Т-90 сфотографировали в провинции Алеппо местные журналисты;
  • над турецко-сирийской границей был сбит российский беспилотник “Орлан-10”;
  • военные из 810-й и 61-й ОБМП на БДК были зафиксированы во время похода в Сирию.

 

ru



Таким образом, в Сирии засветились военнослужащие нескольких бригад морской пехоты, нескольких отдельных мотострелковых бригад и спецтехника, стоящая на вооружении только ВС РФ.

К этому стоит добавить сводный авиационный полк, который за два месяца вырос ровно в два раза, с 34 до 69 самолетов, вертолетное сопровождение, ПВО и аэродромное обеспечение, постоянные рейсы военно-транспортной авиации и кораблей Черноморского, Балтийского и Северного флотов, доставляющих грузы.

За неполные два месяца маленькая “победоносная воздушная операция” выросла в полноценную военную кампанию, в которой задействованы тысячи военных в Сирии и десятки тысяч – по всей России.

Затратность этой операции для экономики РФ колоссальна, при этом политические дивиденды так скудны, что их нельзя считать даже тактическими победами.

Очевидно, что Россия, желая усыпить внимание мирового сообщества и отвлечь его от аннексии Крыма и военных операций на Донбассе, по уши влезла на Ближний Восток, где также успела закрепить свой имидж неуклюжего и глупого циркового медведя.

Из всех цирковых номеров российскому медведю хуже всего удается одновременно жонглировать и крутить педали…

(СС BY 4.0) Материал подготовили Anton Pavlushko и Victory Krm специально для InformNapalm

Реклама

2 thoughts on “Сирия: путь к сухопутной операции России проложен по морю

  1. Ну «умники» из укро-информ-«напалма», ну насмешили своими оналетическими выкладками. Что касается животных сравнений, то у «неуклюжего» российского медведя, не так уж всё плохо получается (Крым в России, ЛДНР существует, Башар Асад у власти). А вот украинской хрюшке только и остаётся, что подставлять зад. То США, то ЕС. Но укро-оналитегам говорить об этом низзя. Смешно…

    Нравится

    • хех, Новороссия отстреливает свои хероев, распиливать-то уже нечего. роспенсии старикам зажали, ужо и пенсионеры там ропщут.
      в Крыму ну держитесь там вместо моста и обещаных золотых гор и сухопутного через Новороссию-южную Украину коридора.
      а Асад…. ну ты серьезно считаешь, что стоит класть наших ребят за эту срань?
      нет, Путин лажает непорусски. нигде до ума ничего не довел.

      Нравится

оставьте комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s