Сирия: путь к сухопутной операции России проложен по морю

12319550_1075844845768585_731947103_n


Xотя официальные российские власти пока не решаются об этом заявить, на сирийской карте появляются все новые и новые подразделения ВС РФ. 

Усиление российской группировки в Сирии можно проследить и на основе открытых источников – по трафику российских кораблей, идущих через Босфор, и по изменениям в составе российского флота.

InformNapalm, опираясь на анализ информации, полученной в ходе разведки открытых источников и личных данных из профилей российских военнослужащих, идентифицирует места расположения подразделений неофициальной сухопутной составляющей военной операции РФ в Сирии.

Также будет проанализировано увеличение морского трафика и названы суда, задействованные в переброске вооружения и техники для нужд как воздушной, так и наземной операции. Большинство этих данных отражены в инфографике.



 

Сирийский экспресс в разгаре

Сегодня можно выдвинуть следующее предположение: Россия уже давно ведет наземную операцию в Сирии, хотя официально об этом пока не заявляет.

За неполные два месяца российские корабли совершили порядка 50 проходов через Босфор. По сравнению с началом года наблюдается более чем двукратное увеличение ежемесячного трафика.

Как и прежде, почти 70% (33 из 49) всех проходов совершали большие десантные корабли (БДК).

С начала операции в Сирии зафиксировано 17 рейсов в Тартус на больших десантных кораблях (БДК).
Как и прежде, активнее других в сирийском трафике принимают участие БДК ЧФ РФ:

  • Черноморский флот: «Цезарь Кунников» (три рейса в Сирию), «Николай Фильченков» (два), «Саратов» (два), «Азов» (два), «Ямал» (два), «Новочеркасск» (один рейс);
  • Балтийский флот: «Королев» (три);
  • Северный флот: «Александр Отраковский» (два).

Ориентировочное количество рейсов БДК в Сирию по годам:
2013 – 29 рейсов, 2014 – 46 рейсов, за 11 месяцев 2015 года – 66 рейсов. Вероятно, к концу года это число еще возрастет.


 

Интересно, что за последние три года стандартная скорость прохода Босфора (туда и обратно) составляла 10–11 дней, однако за последние два месяца большинство рейсов БДК длятся 8–9 дней. Видимо, была увеличена скорость погрузки-разгрузки и уменьшено время пребывания в порту.


 

Отметим, что после полугодичного ремонта к поставкам вернулся БДК «Ямал», который за две недели сделал сразу два рейса.

Активно ходит по маршруту Новороссийск — Тартус БДК Северного флота «Александр Отраковский», который с командой уже год не может вернуться в родной Североморск.

Кроме военных судов/кораблей, для поставок в Сирию активно привлекают вспомогательные суда ВМФ РФ.

Так, в Черное море прибыл большой морской сухогрузный транспорт (БМСТ) «Яуза», который с 2008 года был на ремонте на заводе «Нерпа» (Мурманская область). Только в мае 2015 года судно было передано в ВМФ для арктической группировки, однако уже в сентябре «грузопассажирское судно ледового класса» присоединилось к сирийским поставкам и успело сделать уже два рейса.


 

Еще один интересный факт. С Керченской переправы на сирийское направление был переброшен грузовой паром «Александр Ткаченко», на палубе которого при прохождении через Босфор были видны тентованные военные “Уралы” и люди в камуфляже. Видимо, доставка товаров и туристов в Крым сейчас не так актуальна, как поддержка Башара Асада.

Топливом группировку будут обеспечивать большие морские танкеры (БМТ) «Иван Бубнов» (Черноморский флот), «Лена» (Балтийский флот), «Сергей Осипов» и «Генрих Гасанов» (Северный флот):  «БМТ проекта 1599-В способны перевозить 1000 тонн авиатоплива, а также 2050 тонн дизельного топлива, 8250 тонн мазута, до 220 тонн сухих грузов и продовольствия» [1],[2].

Однако и этого оказалось мало.



 

Выход найден?

Грузоподъемность больших десантных кораблей проекта 775 (до 480 тонн) и проекта 1171 (до 1000 тонн), которые стоят на вооружении ВС РФ, не дают возможности наладить бесперебойные поставки для большой группировки войск.

Возможным вариантом было привлечение гражданских судов класса “река-море” (“Волгобалт”, “Волгодон” и т.д.). Однако тут встает вопрос цены. В Сирии сейчас идет война, страховка на такие рейсы, соответственно, выше. Перевозка грузов двойного назначения в горячую точку – это дополнительные доплаты за каждый рейс.

В мирное время тайм-чартерная ставка парохода 7000 тонн дедвейта (прим. полная грузоподъемность судна) по маршруту Новороссийск — Тартус составляет примерно 4–5 тысяч долларов в сутки. При военных рисках цена вырастает до 6–7 тысяч долларов в сутки. Рейсы, которые уже совершали российские суда, длились 20–30 дней. В итоге один рейс на Тартус может стоить в районе 120 тысяч долларов и выше. А возить надо постоянно.

Российскими властями было принято решение купить несколько таких судов у частных владельцев и переложить часть трафика на них. Первыми об этом заговорили блогеры – речь шла о 8–10 сухогрузах, выкупленных у турецких судовладельцев. Официально это никак не комментировалось, однако в октябре – ноябре в Новороссийске начали грузиться новоприобретенные вспомогательные суда российского флота:

  • «Двиница-50» – бывший турецкий сухогруз Alican Deval (1985 года постройки, водоизмещение 7509 тонн, грузоподъемность 4638 тонн) [1], [2];
  • «Вологда-50» – бывший турецкий сухогруз Dadali (1985 года постройки, водоизмещение 7250 тонн, грузоподъемность 4218 тонн) [1], [2];
  • “Казань-60” – бывший украинский сухогруз-рефрижератор «Георгий Агафонов» (1987 года постройки, водоизмещение 2099 тонн, грузоподъемность — 1774 тонн) [1], [2];
  • «Кызыл-60» – бывший турецкий сухогруз Smyrna (1996 года постройки, водоизмещение 4509 тонн, грузоподъемность 3796 тонн, грузился 18 октября у причалов Новороссийской военно-морской базы) [1], [2].

Один рейс такого судна может заменить сразу несколько рейсов военных БДК и разгрузить основные силы ВМФ для транспортировки боеприпасов.


 

Ориентировочная стоимость судов класса Alican Deval («Двиница-50») может достигать 1 миллиона долларов за 1000 тонн дедвейта. Однако, учитывая возраст (около 30 лет), таким кораблям уже заказан вход в европейские порты, но они еще могут работать по Африканскому побережью Средиземного моря, Турции и т. п. В итоге цена за суда уровня Alican Deval и Dadali может достигать 4 миллионов долларов. Сухогруз Smyrna новее, потому его цена уже на уровне 6 млн долларов.

Сухогруз «Георгий Агафонова», по слухам, был продан Украинским дунайским пароходством туркам на металлолом, начал ходить под монгольским флагом, но был оперативно выкуплен россиянами для ЧФ РФ. Цена вопроса — 0,8–1,5 млн долларов.


 

Новоприобретенные суда уже участвуют в сирийском экспрессе. Благодаря автоматической системе идентификации AIS мы можем проследить историю перемещений еще гражданского сухогруза Alican Deval за этот год: заходы в многочисленные турецкие порты и портовые города Черного моря, проход Босфора, приход в порт Новороссийска (4 октября – 17 ноября). Затем судно переходит во вспомогательный флот ЧФ РФ, берет имя «Двиница-50». Cистему AIS на вспомогательных судах ВМФ могут отключать, однако система работает и дальше. Отследить показания помогают проекты типаShippingExplorer, MarineTraffic и другие.

Здесь мы не видим заходов в Сирию, однако тот же Alican Deval («Двиница-50») появляется уже на фотографиях российских морпехов в порту сирийского Тартуса, например, это фото (архив) сделано не позже 2 ноября  (обратите внимание на перекрашенную в цвета российского флага рубку, характерные потеки на бортах, закрашенное название).
Архивы других фотографий российского морпеха Максима Асланова – [1],[2],[3],[4],[5].

На фото запечатлены прохождение пролива Босфор из Новороссийска и несение службы в порту Тартус, Сирия (в архивах данные с геолокацией)

y11xhjFDwJY
x_2tGXkGKxk
Также отметим, что в реальных поставках в Сирию, вероятно, задействовано намного больше судов, многие из них вообще отключают систему идентификации AIS и незаметно выгружаются в Тартусе и Латакии. В «Морском бюллетене» Михаил Войтенко приводит примеры таких судов: сухогруз-контейнеровоз Atlantic Prodigy, египетский сухогруз Kareem R, ливанский сухогруз Transfair и другие.

Суда проходят пролив Босфор, следуют в условный египетский порт, потом отключают AIS и на несколько дней пропадают в восточной части Средиземного моря. Видимо, практика отключения AIS призвана скрыть участие судов в поставках в Сирию, при этом в самих поставках участвует намного больше судов, в том числе и частные. Отключение системы позволяет пытается сэкономить на страховке и скрыть реальные объемы поставок.



 

Сухопутной операции быть?

Увеличение сирийских поставок не осталось незамеченным в социальных сетях.

Изначально российская сторона заявляла о контингенте в 1500 человек, речь шла о воздушной поддержке Сирийской армии и охране объектов аэродромной инфраструктуры.

Но дабы развеять этот миф,  приведем перечень частей и техники, которые были зафиксированы волонтерами InformNapalm за последние два месяца:

 

 

Кроме того:

  • несколько новейших Т-90 попали на фотографии концерта группы «Голубые береты» в Сирии, Хмеймим;
  • Т-90 сфотографировали в провинции Алеппо местные журналисты;
  • над турецко-сирийской границей был сбит российский беспилотник “Орлан-10”;
  • военные из 810-й и 61-й ОБМП на БДК были зафиксированы во время похода в Сирию.

 

ru



Таким образом, в Сирии засветились военнослужащие нескольких бригад морской пехоты, нескольких отдельных мотострелковых бригад и спецтехника, стоящая на вооружении только ВС РФ.

К этому стоит добавить сводный авиационный полк, который за два месяца вырос ровно в два раза, с 34 до 69 самолетов, вертолетное сопровождение, ПВО и аэродромное обеспечение, постоянные рейсы военно-транспортной авиации и кораблей Черноморского, Балтийского и Северного флотов, доставляющих грузы.

За неполные два месяца маленькая “победоносная воздушная операция” выросла в полноценную военную кампанию, в которой задействованы тысячи военных в Сирии и десятки тысяч – по всей России.

Затратность этой операции для экономики РФ колоссальна, при этом политические дивиденды так скудны, что их нельзя считать даже тактическими победами.

Очевидно, что Россия, желая усыпить внимание мирового сообщества и отвлечь его от аннексии Крыма и военных операций на Донбассе, по уши влезла на Ближний Восток, где также успела закрепить свой имидж неуклюжего и глупого циркового медведя.

Из всех цирковых номеров российскому медведю хуже всего удается одновременно жонглировать и крутить педали…

(СС BY 4.0) Материал подготовили Anton Pavlushko и Victory Krm специально для InformNapalm

2 thoughts on “Сирия: путь к сухопутной операции России проложен по морю

  1. Ну «умники» из укро-информ-«напалма», ну насмешили своими оналетическими выкладками. Что касается животных сравнений, то у «неуклюжего» российского медведя, не так уж всё плохо получается (Крым в России, ЛДНР существует, Башар Асад у власти). А вот украинской хрюшке только и остаётся, что подставлять зад. То США, то ЕС. Но укро-оналитегам говорить об этом низзя. Смешно…

    Нравится

    • хех, Новороссия отстреливает свои хероев, распиливать-то уже нечего. роспенсии старикам зажали, ужо и пенсионеры там ропщут.
      в Крыму ну держитесь там вместо моста и обещаных золотых гор и сухопутного через Новороссию-южную Украину коридора.
      а Асад…. ну ты серьезно считаешь, что стоит класть наших ребят за эту срань?
      нет, Путин лажает непорусски. нигде до ума ничего не довел.

      Нравится

оставьте комментарий